Был вчера на онлайн встрече международных психологов. Речь зашла о возрасте клиентов и заговорили два взрослых и очень опытных терапевта возраста 55-60+.
Один сказал, что в последние годы стал работать только с клиентами возраста за 40, которые приносят тему смысла жизни.
Другая же сказала, что у нее в практике больше всего клиентов в возрасте 20+ и она резонирует именно с ними.
Даже если смотреть на них внешне, то первый производит впечатление взрослого устойчивого знающего мудреца, у второй же веселый огонек в глазах и какая-то молодость, которая пробивается сквозь года. У меня появилась фантазия, что у первого, скорее всего, в практике больше мужчин, у второй — именно молодых женщин, они видят в ней старшую наставницу.
Поскольку психологи работают «собой» — своим внутренним миром, телом, эмоциями, лишь подключая к этому ту или иную систему знаний, то на разном этапе жизни им могут быть интересны разные задачи, на которые и приходят клиенты в одном с ним резонансе. Если психолог озадачен темой поиска смысла жизни в ее второй половине, когда уже все есть — и карьера, и успех, и дети выросли, то будут приходить клиенты с подобными запросами. Если же психолог в этом же возрасте перепроживает свои 20+ и при этом еще имеет детей этого же возраста, то будут вероятней всего приходить клиенты такого профиля.
Поэтому в психотерапевтическом процессе, терапевт всегда узнает в клиентах какие-то части себя, которые с одной стороны помогают лучше понять, проанализировать и проработать себя (не путать с «лечить себя, используя клиента»), с другой — эти же части помогают ему лучше понять самих клиентов, т.к. именно на эту бессознательно считываемую актуалику специалиста клиенты и приходят.