Карл Юнг. Астрология и Архетипы.
Когда я начинаю новый курс по астрологии, то в самом начале я рассказываю о связи планет с Древнегреческими божествами.
Вырисовывается интересная штука, каждая планета выполняет функцию архетипического божества, которые были совершенно во всех культурах. Странным образом, наблюдая за движением планет (а астрология — это феноменологическая система, в которой к выводам приходят через наблюдение), первые астрологи увидели, что влияние Луны на психику и характер человека довольно точно отражено психологическим профилем Артемиды — богиней охоты и плодородия, матерью. Влияние Солнца — Аполлоном — центральной фигурой небосклона, музыкантом, отцом всего сущего. Влияние Венеры — Афродитой, т.е. любовью и гармонией и т.д.
Таким образом устройство Солнечной системы, вернее то, как мы ее воспринимаем психологически отражает внутри нас различные архетипы (образы массового бессознательного, повторяющиеся из культуры к культуре, из эпохи к эпохе, зачастую во всесильных и могущественных божествах).
В зависимости от того, какие планеты сильнее проявлены в нашем гороскопе, архетипическую историю того божества мы и проживаем. Люди с мощной Венерой (Тельцы, Весы) могут прям читать историю жизни Афродиты и сравнивать со своей. Сатурнианские люди (Козероги) — историю Хроноса. Меркуриальные люди (Близнецы) — историю Гермеса, и извлекать из этих историй выводы.
Разумеется, что одного знака недостаточно, у нас проявлено несколько знаков на уровне характера, но человек, который знает свою натальную карту, знает какие знаки/планеты проявлены в его жизни сильнее всего и соответственно какие архетипы им соответствуют.
Карл Юнг, швейцарский психиатр и аналитик, был знаменит тем, что изучал личность на уровне народов, стран и культур и также очень чтил астрологию выделил 12 архетипов, которые — ха! — абсолютно «случайно» повторяют 12 знаков Зодиака и каждый из них можно соотнести к каждому из архетипов. На фига понимать архетипы?
Дело в том, что у каждого архетипа есть свой квест. Своя дорога и свое испытание, которые герой или героиня должны пройти. И это очень прикольная теория личность, т.к. она объясняет, почему Вася отличается от Пети, и один борется всю жизнь с алкоголизмом и нездоровьем и ничо, бодр и весел, а второй не получил свой грант в Гарварде, сел в новый Бентли и расплакался (я знаю, мои представления о зарплатах в академии завышены). О соответствии архетипа к знаку зодиака, я напишу как-нибудь в другой раз, а сейчас хочу, рассказать о том, как Юнг описывал личность.
У личности есть selbst — Самость. Это божественная искорка в человека, можно сказать, что это душа. В то же время — это его полнота, та самая холистическая, которая собирает в себе все и помогает разным частям внутри личности находиться в гармонии. Юнг изображал ее через мандалу — магический круг нашей жизни, который можно заполнить абсолютно всем. По сути это полный зодиакальный круг — карта жизни человека, который каждый стремится заполнить чем-то своим.
Вместе с этим у самости есть хвост, который называется Тенью. Когда кот прыгает, он использует хвост, как руль и как баланс. Наша тень привязана к нам, как хвост к коту и он управляет нами в полете. В тени находятся все вытесненное нами, что мы не хотим о себе знать и понимать. Все, что нас в себе стыдит и смущает, все неприятные чувства, все самые инстинктивные порывы сексуальные и насильственные (которые Фрейд относил к понятию Оно). К сожалению или к счастью, осознать эти вещи в себе можно только через сложные жизненные испытания, поэтому вот так мы бредем по жизни, хромая и шаркая, с целью познать и понять себя. Однако, когда понимаешь свою тень, то можешь на нее полагаться. Тень отражена в астрологии знаком Скорпиона и тремя точками, которые им управляют: Плутон, Марс и Лилит. В энергии Скорпиона одновременно сокрыто и разрушительное зло и способность к трансформации. То есть невозможно трансформироваться, не пройдя сквозь собственный персональный ад.
Следующая часть нашей самости — это Маска. Маску мы надеваем в стремлении казаться добродетелями и чтоб к нам нельзя было прицепиться. Цель Маски — тщательно скрывать нашу Тень. Маска служит нашим навигатором в социуме, средством к достижению целей среди людей. Маска же заставляет нас делать то, что нам неудобно. Маска — это прицепка к Самости: вместо того, чтобы собирать себя воедино, мы пускаем энергию в то, чтобы представать в лучшем свете не только перед другими, но в первую очередь ПЕРЕД СОБОЙ. Условно говоря, если в Тени содержится слово НЕТ, то в Маске содержится слово ДА. На балансе двух этих понятий мы и живем. Маска отражена в астрологии знаком, который находится напротив Скорпиона — Тельцом. Им управляет Венера — планета приятного впечатления, гармонии и сохранения равновесия (любой ценой и часто за счет неудобства).
И наконец последние две части — это Анимус и Анима. Первая — это мужская субличность в женщине. Высвобождаем мы эти стороны в себе через отношения. На наших Анимуса и Аниму находятся партнеры, через которых мы проживаем свои внутренние мужские и женские энергии соответственно. В каждой из них также есть 2 чати: Анима — Мать-благодетельница (Луна) и Порочная женщина (Лилит). Анимус — Отец-мудрец (Солнце) и Ангел-разрушитель (Марс). Странным образом Порочная женщина включает Ангела-разрушителя, Мать-благодетельница — Отца-мудреца.
Таким образом мы проживаем себя изнутри. Убегая от своей темной части или встречаясь с ней (главная битва героя), в стремлении прорваться сквозь маску (учеба/приобретение мудрости), строя отношения (для гармонизации себя и своих качеств) и наконец, благодаря всему этому, собираем себя воедино, в гармонии с природой, миром и/ли божественным замыслом. Если не в этой жизни, то в следующей.