Иудаисткий развод
После иудаисткой процедуры развода у меня осталось какое-то странное впечатление.
Во-первых странно изначально, что типа бракосочетаешься перед лицом бога, а потом перед его же лицом можно сказать: я эта, передумал, карочи.
На фоне этого мысль, которая была после — зачем в эту процедуру и отношения в принципе вовлекать божественное. Разве что, чтоб бояться потом развестись. Такой психологический аспект нарушения контракта с богом. Но если страх все же преодолел, то на тебе печать небесной канцелярии. При этом, если точка входа и выхода согласовывается с религией, то где с ней согласовывается весь процесс, в котором собственно отношения и живут. Понятно, что люди, соблюдающие традиции во многом по этим правилам и живут, но те кто далеки — будто потерянный пласт, от которого есть только точки входа и выхода, причем очень культивируемые социальным давлением — и это показалось мне странным. Вообще интересна зацикленность людей именно на этих двух точках — брака и развода, а не на том, что происходит между ними и еще важнее — после них.
Второе — это очень интересная фраза, которая произносится мужчиной женщине. В иврите слово леитгареш — развестись имеет корень легареш — выгнать. И по сути в этой фразе мужчина буквально говорит, что выгоняет женщину и теперь она доступна любому мужчине. Мы были единственные, кто пришли и ушли вместе, остальные там сидели по отдельности со своими адвокатами и я подумал, скока ненависти мужчина может вложить в эту фразу. Квинтэссенция всего, что не получилось в браке и когда он легально может плюхнуть бывшей жене кучу говнища в присутствии свидетелей и она ничего не может ответить. Последний шанс сказать все. Мы на этом этапе чуть не заржали (очень сдерживались), потом всю дорогу в машине я напоминал Марине, что я ее выгнал и как она теперь должна быть благодарна, что едет со мной в одной машине, а не идет пешком!
Второе, такая клятва (анти-клятва, обет, не знаю, как назвать — по иудаизму нельзя давать клятвы) довольно интересна. Например мужчина может всю совместную жизнь не работать. Не быть вовлеченным не в семью, не в женщину и все равно он ее выгоняет в конце.
Если бы я был женщиной, то независимо от структуры наших отношений, мне бы не хотелось, чтобы мне такую фразу произносили.
Интересное ощущение искусственности этого процесса, хотя в нем проверяется соглашение, смотрится не нарушаются ли права женщины и т.д. Но это в любом случае делается сначала у адвокатов.