#девочкаскопилкой Часть II
-Девочка, как здорово, что ты в песочнице! Играешь, пасочки строишь. Двигаешь фигурки — как мило… Вот эта маленькая куколка — как ее зовут?
-Куколку зовут Самость.
-А?…
-Ей подчинено Сознательное Я — видите собачку в углу? Ее так зовут. А вся песочница — это архетип Великой Матери.
-А почему ты одна играешь?
-Если вы читали Мелани Кляйн, то знаете, что ребенок устанавливает отношения с внешним миром посредством объектов, которые доставляют удовольствие его либидо и поначалу бывают связаны исключительно с его же собственным Эго. Первое время отношение к такому объекту, независимо от того, человек ли это или неодушевленный предмет, носит чисто нарциссический характер. Поэтому я играю сама и не хочу. А не потому что я жадная и недружелюбная.
-Понятно… А водичку ты льешь зачем?
-Вода — это символ. В песочной терапии по Юнгу она помогает отражать все многообразие природных форм и элементов человеческого окружения. Я лишь молчаливый свидетель между игрой, которая происходит в символическом мире песочницы. Мире, в котором выделяются фигуры разной степени значимости, гештальты, о которых писал Перлз. Слышите собачка прогавкала?
-Нет…
-Ну понятно, вы ж не ребенок. Это в моем воображении, которое характеризуется игровой конструктой и еще не стало ригидным, собачка бежит к девочке, радостно гавкая. Сейчас они вместе зайдут в песочный дом, который на самом деле символ безопасности, которую в моем возрасте для меня представляет только мать. Поэтому домик находится внутри архетипа Матери, по Юнгу — источника бесконечной заботы.
-А грабельки такие разноцветные у тебя…
-Степень нажима на песок разных граблей говорит о глубине душевной травмы. Нажим грабелек помогает отделить невротическую депрессию от реальных страданий, следы хотя бы немного разделяют ношу страданий человечества, выдерживая толику тьмы этого мира. Видите куколку? Она была покинута в раннем возрасте. Мной, ради мишки, но не суть. В ней зафиксировалась травма брошенности и теперь нам с мишкой приходится выражать ей любовь, которая по словам Фромма в нашем ориентированном на производство и потребление товаров алчном обществе стала маргинальным феноменом.
-Н-да… Так, а как называется твоя игра?
-Ялом назвал ее «Авторство» и приравнял это название к ответственности. Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего Я, своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, а также своих страданий, если они имеют место. В песочнице я творю свою жизнь. Не сегодняшнюю, сейчас я маленькая и хожу в садик. А будущую. Когда буду такая, как вы. Хотя нет, не как вы. Мне еще предстоит пробить стеклянный потолок женской самореализации и работать тяжелее, чем мужчинам, чтобы достичь тех же результатов.
-Я кажется начинаю понимать! Ведерко, которым накрыта пасочка и означает этот стеклянный потолок?
-Нет, стеклянный потолок — это стекляшка. Иногда сигара должна оставаться просто сигарой, помните Фрейд так сказал, а стекло — просто стеклом. Но зато ведерко — и не ведерко, вовсе. Видите, что оно запаяно снизу и щель наверху?
-Понятно, снова копилка, ты же собираешь на психотерапию. Давай я тебе кину денежку.
-Там все в песке. Вы на ту же карточку переведите. 4176…
_
Борис Герцберг (с)
BorisHerzberg.com