Мне попался на глаза довольно интересный пост, где автор рассказывает как расплакалась на площадке для собак, когда ее пес стал лизать причинное место другого пса, и это разозлило хозяина второго пса. А она расстроилась, потому что не смогла (в новой стране и на новом языке) объяснить это собачью игру тому человеку.
С психологической точки зрения эта ситуация интересна тем, что зачастую люди не улавливают свои эмоции в ответ на бытовые ситуации и быстро их подавляют и забывают. Второе интересное — это то, как в нас возникает острый стыд.
Стыд — это чувство, которое может активизироваться внезапно и неожиданно в ответ на кажущийся безобидным импульс. Когда стыд появляется, он зачастую не присваивается себе, а смещается на других людей (стыдно ЗА кого-то) или на животных, или на страну, культуру и так далее. Человек особенно подвержен стыду в подвержен стыду в переходные периоды, когда он уязвим или в обстоятельствах особенной уязвимости, где человек условно оголен и беззащитен перед другим человеком, который ставится на роль взрослого, знающего или доминантного. Актуализацией стыда также часто является какое-то событие с сексуальным подтекстом, даже если оно происходит «в мире животных». Сексуальный подтекст может активировать чувство беззащитности, поскольку связь секса и стыда очевидна.
Чувство стыда возникает также там, где мы не можем защитить себя сразу. Например, новая страна или новая языковая среда являются таким триггером. Автоматически местные становятся для новоприбывшего на роль взрослых и знающих, как минимум потому что они владеют языком и культурным кодом и могут этим самым языком отчитать, независимо от того правы ли они в этой ситуации.
В подобной бытовой ситуации можно спросить себя: я действительно не имею что сказать или просто не могу себя выразить пока? Если не имею, то активизируется беспомощность и можно далее посмотреть, почему я теряюсь — по сути теряю всего/всю себя в этих обстоятельствах. Если не могу выразить, то это не то же самое — у меня нет пока слов, но себя я не теряю.
Со стыдом можно работать на самых разных уровнях, главное чтобы он стал переносимым. Если он не переносим, он заставляет нас убегать. Причем если это эмиграция, то вплоть до возвращения в страны исхода или убегания в себя, где происходит замыкание и отсутсвие общения и дальнейшей интеграции в новую страну и культуру.
Острый стыд часто маскируется другими чувствами — слезами, вспышкими гнева, отвращением — и тут имеет смысл идти глубже и поискать источник своей внутренней беззащитности. Работа с этим состоянием зачастую приведет нас в детство и непереработанные детские чувства и воспоминания, а также вероятные травматические события, которые всегда сопровождаются беспомощностью. На моем ютьюб канале есть бесплатный вебинар «Ресурс травмы», где я разбираю эти состояния.