Есть категория людей, которым никакие диеты и спортзалы не помогают. Причина не в лени или обжорстве — она глубже. В основе лежит травма, которая находит выход в теле и психике двумя путями, похожими на две стороны одной медали. Это не ошибки характера, а защитные стратегии, которые когда-то спасали, а теперь мешают жить.

Первое проявление: Тело как крепость или травма, воплощённая в весе.

Здесь тело становится инструментом психологической обороны. Лишний вес — это не просто жировые клетки, а бессознательная попытка построить физический барьер от мира, который когда-то причинил боль. Защититься, заняв больше места в пространстве, стать заметнее, а на деле — «непробиваемее». Тело буквально наращивает себе границы, которые не смогли выстроить в психике.

Такому человеку диеты бесполезны, потому что тело будет цепляться за свой защитный слой до последнего. Вес начинает уходить только в терапии, когда человек прикасается к тем событиям, что заставили его прятаться, и медленно учится «проглатывать» и «переваривать» непереносимые чувства: стыд, ярость, унижение, страх. И только тогда, когда внутренней защиты становится достаточно, тело отпускает внешнюю, ненужную больше броню.

Второе проявление: Психика как тюремный надзиратель или травма, воплощённая в обсессивности.

Если тело можно запереть в крепости, то жизнь — попытаться взять жизнь под тотальный контроль без права на ошибку. Так рождается тревожная навязчивость и зацикленность как попытка контроля. На отношениях, браке, детях, карьере, идеальной чистоте и т.д. В её основе лежит панический страх перед хаосом и воспроизведением прошлой боли, где от человека (скорее всего в детском возрасте) мало что зависело. Это попытка выстроить мир по жёстким правилам, где всё предсказуемо и следовательно — безопасно.

С контролирующими людьми часто строят отношения созависимые люди. Во-первых, потому что созависимость сама по себе часто является последствием травмы, а во-вторых, потому что созависимым людям часто не хватает своей внутренней оси. Они путают чужой гиперконтроль с силой воли, с «надёжностью», и с готовностью впрыгивают в чужой вагон, подменяя свои цели чужими. Это становится изощрённым способом забыть себя и опереться на другого.

Терапевтическая работа с такими последствиями травмы — это усиление границ, возвращеннием себе настоящего, а также — и особенно — работа с отгоревыванием прошлого, с оплакиванием того, что было, чего не было, и приобретением здоровых защит — не через еду или тревожный контроль.

Смотрите мой бесплатный вебинар «Ресурс травмы», где мы разбираем, как остановить этот замкнутый круг.

Поделитесь статьей: