В продолжение к предыдущему посту, чем сильнее у человека нарциссическая установка, тем сильнее он пользуется психологической защитой под названием «со мной ничего не случится».

В той или иной степени нарциссизм присущ нам всем. В конце-концов он отражает желание ребенка (примерно с 0 до чуть больше годика) быть центром для своей мамы (или папы в отсутствие мамы, но в основном все же мамы), чтобы она смотрела только на него и видела его настоящие желания и потребности. Что логично, т.к. в этом возрасте ребенок зависит от взрослых и есть исследования, которые показывают, что ребенок испытывает самый настоящий аннигиляционный ужас (ужас уничтожения). Есть более тревожные детки, для которых этот период потребности в эксклюзивном внимании длится дольше или проявляется интенсивней. Есть детки, живущие в стрессовые времена, для которых этот период тоже может затянуться, т.к. внешние обстоятельства не дают уйти в самостоятельность. И есть детки, которые этого не получают. Они не видят в маме спасительницу, с которой безопасно. Здесь у вас может возникнуть вопрос — кто эта мама, с которой безопасно? И я предлагаю ВАМ написать в комментариях — какие качества нужны ребенку в маме, чтобы чувствовать себя с ней безопасно?

Многие детки, которые не получают безопасность от значимых взрослых фигур несут этот поиск во взрослую жизнь. Они делают все, что могут, чтобы оставаться в центре внимания для других взрослых людей. Соцсети, и особенно инстаграм, оказали в этом отношении незаменимую службу. Отчеты о прекрасной жизни, лайвы с океанских пляжей, вертолеты, садящиеся на крыши Астон Мартинов, королевские (ну, реально из королевской семьи Тихого Океана) креветки на 801 этаже в здании, где всего 800 этажей, а также мега-красиво-успешные жено-мужо-дети способствуют тому, что глаза были устремлены на человека. Пусть не глаза матери, но глаза других взрослых людей. Это помогает развеять страх, что что-то может случиться и сформировать ощущение (ложной) безопасности. Эту безопасность надо подкармливать, т.к. в базисном проявлении, внутри, она отсутсвует.

Человек, не имея опыта безопасной любви, отстраивает свое грандиозное Я. Он создает миллион и один повод, чтобы доказать, что его можно и нужно любить. Но при этом Я истинное заменяется Я грандиозным — наносным и ненастоящим. И такой человек просто не в состоянии остановиться, т.к. если перестанет создавать достижения и поводов, ЗА ЧТО его надо любить, интересоваться им, смотреть на него и быть с ним, он останется один на один с невыносимой внутренней пустотой.

Зачастую такие люди действительно, и формально, очень успешны, т.к. внутренний эмоциональных голод ведет к его насыщению разными способами. Однако, на внутренние деструктивые установки этот успех, как и грандиозность в целом никак не влияют. Наоборот, человек формирует психологическую защиту «со мной ничего не случится», просто потому что не случится в принципе или потому что я лучше (нарциссическое самоощущение) других, поэтому им прилетит первым. И за счет этого теряет контакт с опасностями реальности.

Что делать? В долгой перспективе культивировать внутри себя надежный безопасный ВНУТРЕННИЙ материнский объект, на который можно опереться в трудные минуты и учиться осознавать собственную ценность не только и не столько через достижения. В перспективе короткой, осознавать, что защита «со мной ничего не случится» может быть ложной и в некоторых ситуациях вредить больше, чем защищать.
__
Подписывайтесь на меня в телеграме: https://t.me/gercberggrabli

Поделитесь статьей: