Про первый удар и психотравматику.
Бокс — странный вид спорта, хотя бы потому что он максимально четко отражает психологию. Там не только отношения в паре, дистанция, движение, способность переносить удары. На ринге происходит действие, для которого нужно вызреть. Прямо как на ринге жизни.
Когда оппонент зажимает тебя в угол, он начинает наносить серию ударов. Неподготовленный человек, если встанет в этот угол, получил люлей, горько заплачет и уйдет с мыслями о несправедливости жизни. С подготовленным спортсменом в углу происходит совершенно другая история. После первого удара из серии последующих, он начинает двигаться быстрее и уворачиваться резче. То есть, если для обычного человека, условно ребенка в боксе, первый удар является сокрушительным, то для подготовленного, условно взрослого, с первого удара все только начинается, а последующие скорее всего не достигнут цели.
В психологической травме на неподготовленного человека падает первый удар жизни — и после него он готов. Обычно это происходит в детском возрасте, когда человек к ударам судьбы еще не готов. Все остальные удары углубляют травму, делая человека все несчастней и беспомощней, заставляя бояться даже вида «ринга», угла и боксерских перчаток, которые всецело ассоциируются с опасностью. И абсолютно с другой стороны, когда первый удар жизни падает на более-менее подготовленного человека, он не травмируется психологически.
Понятно, что ребенка нельзя заставить заниматься психологическим боксом, но несомненно его травмоустойчивость можно укрепить.
1) Авторитетом родителей. Не дутым и мнимым — яжмать!, уважайотца!, а настоящим, которым родители дают ребенку ощущение, что ОНИ способны справиться с взрослой проблематикой мира, в своем собственном взрослом мире, частью которого ребенок является. Тогда ребенок просто не берет не себя те проблемы, которые не может поднять, не играя во взрослого, а спокойно проживая этапы своего детства.
2) Четкие границы мира. Что можно, что нельзя. Чем больше вы потакаете ребенку, тем больше оттягиваете травматику первого удара. Если вы его все время гладите, он просто не готов к сильным ударам. Поэтому понятие надо, а не только можно. Любви и одновременно родительского «нет», помогают ребенку вызревать к настоящему рингу.
3) Поддержка и уважение к личности ребенка. Представьте, что боксер, на которого все время орали или, наоборот, вообще не обращали внимание на тренировках встанет в настоящий спарринг. В него никто не верит и он не верит в себя сам, т.к. не на кого положиться. А вера в себя и спокойствие — два верных спутника победы.
Ребенка не удастся завернуть в одеялко и сделать так, чтоб он не обо что не обранился. Невозможно даже предотвратить возможную травматику в 100% случаях. Даже в 50 и в 30 невозможно. Но абсолютно можно и нужно быть рядом с ребенком — на ранней стадии детства физически, а затем психологически, чтобы дать ему почувствовать, что он способен преодолеть первый удар. Не надо ограждать ребенка от трудностей, ему можно рассказывать о том, что происходит в вашей жизни, о сложностях, о страхах. Это служит самой настоящей прививкой от травматики. Понятно, что не надо делать это в такой форме и такими словами, как в кабинете у психолога, но дети невероятно гибкие, они способны адаптироваться ко всему.
Теперь к настоящему спорту: сам акт уворачивания от серии ударов и есть тот самый акт гибкости. Поэтому вовлечение ребенка в жизнь, но соблюдая баланс между тем, чтобы не делать из него мученика, который решает ваши проблемы или ангела, на которого нельзя дунуть предотвращает риск первичной травматики.
Что делать, если всего этого не делали а свое время с вами? Не оставлять своего внутреннего ребенка на произвол судьбы и работать с последствием полученной травмы. Не просто так есть пословица «за одного битого двух небитых дают». Удары судьбы иногда запоминаются навсегда, но именно они формируют наш боксерский характер. Особенно, когда мы наконец вновь становимся способны выйти на ринг.
Травмы формируют созависимость. Присоединяйтесь к боту в телеграме «Как преодолеть эмоциональную зависимость и тревогу» и смотрите вебинары.