Мы вспоминали в беседе советские мультфильмы с их не очень детскими сюжетами, в частности Винни Пуха. И я подумал, что последний — прекрасная психологическая виньетка психопаталогий, т.к. в волшебном лесу у всех персонажей есть свои неповторимые психические расстройства.
От очевидного: Ослик Иа — депрессия. Есть несколько видов депрессии, конкретно у ослика — анакликтическая. Она выражается грустью от потери кого-то или чего-то важного. В случае Иа — это хвостик, который в психоаналитической традиции вполне прокатывает за реализовавшуюся кастрацию — самый большой бессознательный страх мужчин. Лишившись хвостика, ослик находит переходный объект — шарик. И даже осуществляет симулированный акт, поступательно опуская шарик в горшочек. Что говорит нам о том, что пациенту удается восстановить свое мужское начало, и он на верном пути исцеления.*
Пятачок. Много где написано, что у него генерализированное тревожное расстройство. Но мне кажется, что у него скорее ПТСР. Он держится рядом с большим другом-медведем, очень пуглив, не инициативен. Не связыват причину и следствие: лопнувший шарик, «бум» и зеленую тряпочку образовавшуюся после.
Заработать ПТСР с таким другом как Винни Пух несложно. То он из винтовки палит по всем сторонам, то пчел навлекает, то на голову с дерева падает. Однако, было бы клинически правильным спросить: почему Пятачка влечет именно к такому небезопасному другу? На мой взгляд, именно в этой небезопасности поросенок воспроизводит условия очень ранней травмы. Например смерти родителей. Винни — как раз образ бросающего родителя: повязывает платок Пятачку на пятачок, из-за чего тот не может есть. Но Винни не бросает до конца, а шастает всюду с пятачком, оставаясь рядом, таким образом давая надежду на исцеление. Только с таким небезопасным другом есть возможность что-то изменить в своем прошлом, вернее в его психологическом проживании. Очень вероятно, что с медвежонком у поросёнка воспроизводится травма потери родителей вместе с надеждой обрести вновь их любовь. Которая, к сожалению, скорее всего не реализуется, потому что —
Винни Пух. Подозрение на СДВГ. Прослеживается также социопатический склад характера. Подвергает опасности своих друзей. Объедает их запасы на зиму. Не особо заботится об уважении чужих границ. У Винни Пуха есть сверх-идея: мед, ради которого он готов на большой риск. Социопаты вообще склонны рисковать. Мы также можем предположить РПП, но не думаю, что оно драйв и двигатель Винни Пуха, она скорее следствие и еда — это объект, принимающий на себя то, что ранние психоаналитики называли полуругательным словом катексис. Если у медвежонка есть СДВГ (не Хемигуэй не Стейнбэк не думали, что два этих слова прозвучат в одном предложении), то это может объяснить его дисграфию в сложности написать поздравление на горшочке, а также невнимательность к другим персонажам. Винни является высокофункциональным СДВГшником, сублимируя свою Г, т.е. гиперактивность в творчество, песни и философию. К сожалению, не сможет стать для Пятачка безопасным переходным объектом в проживании травмы, т.к. не является безопасным по определению.
Кролик. Непатологический ОКР. Был бы патологический — не пригласил бы в дом друзей и запаниковал бы от нарушения рутины на неопределенный срок: застрявшего в дверном проходе друга. Непатологические шизоидные черты, сублимирующиеся в уединение, интерес к учебе и начитанность.
Сова — психотэрапэвт леса. По Винникоту — достаточно хороший объект. Дверь откроет, когда нужно, но и закроет, если пересечены границы приличия. Попросит помолчать. Впрочем, это не точно, т.к. использует в речи слово «безвозмездно». Возможно доктор из смежной к терапии или психиатрии области.
Кристофер Робин — скорее всего просто высокая температура.
Можно ли после такой статьи на серьезных щах попиарить свою терапевтическую страничку и пригласить почитать подойдет ли вам онлайн терапия со мной? Конечно, еще как!
https://borisherzberg.com/consulting/psychology